САН Техник

Скоро в самолете будет только один пилот. Почему?

Скоро в самолете будет только один пилот. Почему?

На борту много причин, которые вызывают у людей панику. Некоторые из них — совершенно иррационально — начинают думать о состоянии пилотов. Уставшие ли они? Напряженные? Уделяют ли достаточно внимания всем мелочам? И многим пассажирам становится спокойнее от того, что в кабине самолета находится не один, а два человека (это минимум, количество людей в кабине зависит от модели самолета и политики авиакомпании). Но что если вместо двух пилотов лайнером будет управлять один? Или если мы вообще избавимся от пилотов?

Один пилот в самолете — возможно, не лучшая идея

В этом году глава Boeing заявил, что в ближайшие 20 лет гражданской авиационной отрасли понадобится более 1,5 млн новых пилотов и персонала, который обслуживает самолеты. Если распределить это количество по годам, может показаться, что оно не является таким уж большим. Проблема в том, что дефицит пилотов остро заметен уже сейчас. И наблюдается он во всем мире.

Содержание

  • 1 Дефицит летчиков в мире
  • 2 Самолет с одноместной кабиной
  • 3 Самолет — беспилотник
  • 4 Как перестать бояться летать?

Дефицит летчиков в мире

Так, в российских авиационных институтах уже давно говорят о том, что пилотов катастрофически не хватает. Это связано с их высокой востребованностью за границей и растущими затратами на обучение и подготовку. Процесс подготовки летчиков достаточно долгий — от трех до пяти лет, его достаточно сложно прогнозировать, в связи с чем и возникает дефицит кадров. А раз нет пилотов, нет и квалифицированных инструкторов, которые смогли бы обучить новичков.

Или вот яркий пример из США — в прошлом году Калифорнию охватили лесные пожары, на тушение которых были необходимы специальные самолеты. Удивительно, но как минимум пятая часть из всех подобных самолетов не смогла подняться в воздух. Почему? Нет, с техническим состоянием все было в порядке, просто не оказалось пилотов, которые могут управлять самолетами.

Хотя можно сказать, что авиация развивается волнами, конкретно за последние несколько лет авиакомпании столкнулись с серьезным дефицитом летчиков, и уже никто это не отрицает. Решить проблему привлечением новых кадров пока не получается (некоторые компании даже подняли заработные платы пилотов в несколько раз, но и это не помогло). Какие могут быть выходы в этой ситуации?

Самолет с одноместной кабиной

Пока что одноместными делают только небольшие самолеты

Разработчики широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929, который создается российской «Объединенной авиастроительной корпорацией» и китайской корпорацией COMAC, на днях предложили собственное решение — одноместную кабину пилотов для самолета. Причем рассматривается два варианта — как кабина для одного летчика, так и автономная кабина с минимальным участием человека. В первом случае пилот будет управлять самолетом, как и раньше (только один), во втором — вмешиваться в управление только тогда, когда это необходимо.

Двухместная кабина самолета CR929

Сейчас по нормам авиационной безопасности должно находиться минимум два человека. В основном это сделано для экстренных ситуаций: например, если одному пилоту станет плохо, другой сможет продолжить полет и посадить самолет. А при длительных перелетах летчики в экипаже из двух человек могут вести лайнер по очереди. Насколько безопасным окажется вариант с одноместной кабиной, пока непонятно, но в любом случае авиационные власти должны принять соответствующие поправки к правилам полетов, прежде чем подобные самолеты окажутся в воздухе. Авиационные эксперты считают, что это может случиться уже в ближайшие 10 лет.

Читайте также - Создан робот-пилот, способный управлять любым самолетом

Самолет — беспилотник

Армия уже использует беспилотные летательные аппараты размером с небольшие самолеты для ведения боевых действий, где те управляются дистанционно или летят по заранее обозначенному маршруту. Тем более пилоты полагаются на автопилот в 95% современных полетов, почему бы не автоматизировать оставшиеся 5% — взлет и посадку?

С одной стороны, автономный самолет действительно может оказаться более безопасным. Компьютеры не страдают от психического стресса, который приводит к инцидентам вроде того, что произошел со вторым пилотом Андреасом Любицем, который в 2015 году направил пассажирский самолет Germanwings прямо в гору во французских Альпах. Крушения самолетов сегодня происходят редко, но когда они происходят, выяснить, отчего это все, становится все труднее и труднее. Именно поэтому расследования часто сосредоточены на «человеческих факторах» и пытаются выставить психологические и физиологические проблемы как возможную причину.

Беспилотным можно сделать не только самолет, но и любой автомобиль

Наработки в этой области уже есть — еще в 2016 году китайская компания представила первый в мире пассажирский беспилотник Ehang 184, работающий на электроэнергии. И в ближайшем будущем гражданская авиация может попробовать перейти на полностью автономное управление.

Первый в мире пассажирский беспилотник Ehang 184

Но если все получится, всегда будет оставаться одна проблема: риск возможного взлома беспилотного судна. Наземные системы должны обладать крайне высокой степенью защиты и, возможно, кибербезопасности военного класса. Как вы считаете, какие еще проблемы могут возникнуть из-за использования автономных систем? Поделитесь мнением в нашем Telegram-чате.

Как перестать бояться летать?

Макет самолета CR929

Источник

Читайте также
Редакция: | Карта сайта: XML | HTML