Пожар на австралийской Tesla Megapack показал главные проблемы больших батарей, которые нужно срочно решать
Систему накопления энергии Tesla Megapack в Юго-Восточной Австралии в прошлую пятницу охватил пожар, который был взят под контроль только к понедельнику. Сейчас проводятся проверки и расследование, призванные определить причину возгорания. Батарея принадлежит и эксплуатируется гигантом в сфере возобновляемой энергии Neoen. Tesla не сообщает, какие типы ячеек использовались в гигантском аккумуляторе.
CNBC
Австралийская большая батарея — не первая система такого рода. Продукты Tesla Powerpack и Megapack, вероятно, являются самыми известными аккумуляторными комплексами, однако у них есть много конкурентов, выпускаемых LG, SK Innovation, Northvolt и Powin Energy.
По словам Пола Кристенсена (Paul Christensen), профессора электрохимии в Университете Ньюкасла, за результатами расследования будут внимательно следить, и они могут повлиять на принципы проектирования и постройки подобных систем. По его мнению, в проектировании подобных сооружений должны принимать участие пожарные и спасательные бригады. Кроме того, разработчики продуктов должны предлагать средства мониторинга системы, которые бы позволили владельцам, операторам и пожарным бригадам в любое время видеть, что происходит внутри батареи.
Кристенсен также сказал, что эти системы должны быть построены таким образом, чтобы обеспечивать пространство для быстрого реагирования. На территории должно быть много воды и достаточное количество гидрантов. Контейнеры с элементами питания должны иметь трубы, к которым пожарные могут подсоединить шланг, чтобы затопить контейнер и погасить пламя, находясь на безопасном расстоянии. Он отмечает, что вода остаётся лучшим средством для тушения пожаров в любых литиевых системах хранения энергии.
Кристенсен заявляет, что, поскольку технология больших литийионных аккумуляторов является относительно новой, реальной информации о том, насколько безопасны большие системы хранения энергии пока нет. Профессор опасается, что если пожары будут продолжаться, это может отрицательно сказаться на инвестициях в большие батареи, несмотря на то, что они приносят значительные экологические и экономические выгоды.
Согласно данным, которыми располагает Кристенсен, за всю историю зафиксировано около 40 пожаров, которые произошли в крупномасштабных системах хранения энергии с литийионными батареями. Большинство из них зафиксированы в последние три года. Самый серьёзный инцидент произошёл на аккумуляторном заводе McMicken в Аризоне в 2019 году. Тогда серьёзно пострадали четыре спасателя. В Пекине двое пожарных погибли, один был ранен и ещё один пропал без вести в ходе ликвидации пожара в литий-железо-фосфатной батарее, которая была подключена к солнечной установке на крыше торгового центра.
Пожар Tesla Megapack в Австралии удалось локализовать без пострадавших. Пламя затронуло только два элемента из 210. Поступали сообщения о токсичности воздуха в окрестных районах, однако его состояние быстро пришло в норму.