Новая статья: Обзор беззеркальной фотокамеры Fujifilm X-S10: сама стабильность
Новинка должна дать начало новой серии камер, уже своим названием, X-S, намекая на ключевую особенность — небольшие размеры. Но изобретать велосипед и создавать камеру полностью с нуля Fujifilm не стала — если присмотреться внимательнее, по всем ключевым характеристикам новинка повторяет уже известную нам модель X-T30: та же матрица X-Trans CMOS IV разрешением 26 мегапикселей, тот же процессор, то же количество точек автофокуса, та же скорость серийной съемки, тот же буфер обмена. Выходит, X-S10 – изобретение маркетологов, которое должно без лишних усилий со стороны инженеров освежить интерес покупателей? На официальном сайте камера представлена, как всегда, фантастически красиво и рождает невольное «О да, я ее хочу» (браво разработчикам!), но не будем идти на поводу у эмоций, а разберемся во всем подробно.
⇡#Основные особенности, технические характеристики
И все-таки сказать, что Fujifilm X-S10 совсем уж копия Fujifilm X-T30, конечно, нельзя. Да, очевидно, мы получим аналогичные по качеству картинки. Но ряд различий все же есть — и для кого-то они окажутся весьма существенными. Во-первых, конечно, это иной дизайн и обновленная эргономика. Во-вторых, — и это правда важный шаг вперед, — появление внутрикамерной стабилизации изображения. По этому параметру X-S10 стремится к старшему собрату Fujifilm X-T4 или к первой стабилизированной камере бренда, Fujifilm X-H1. Производитель заявляет эффективность стабилизации в 6 ступеней экспозиции, у X-T4 лишь немногим больше – 6,5.
Поворотный экран тоже позаимствован у флагманской модели – не его разрешение, но свободный шарнир, позволяющий не только наклонять дисплей, но и поворачивать его во фронтальную плоскость. А вот по времени автономной работы Fujifilm X-S10 проигрывает X-T30: заявленный ресурс – 325 кадров. При этом увеличено время записи видеороликов: с 10 минут у X-T30 до 30 минут у X-S 10. Разрешение аналогичное — 4096 × 2160 при 30 кадрах/с.
Fujifilm X-S10 | Fujifilm X-T30 | Sony α6400 | Nikon Z50 | |
Сенсор изображения | 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV | 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV | 23,5 × 15,6 мм (APS-C), Exmor CMOS | 23,5 × 15,7 мм (APS-C), CMOS |
Эффективное разрешение сенсора | 26,1 мегапикселя | 26,1 мегапикселя | 24,2 мегапикселя | 20,9 мегапикселя |
Встроенный стабилизатор изображения | Есть | Нет | Нет | Нет |
Байонет | Fujifilm X-mount | Fujifilm X-mount | Sony E-mount | Z Nikon |
Формат фото | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW | JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.31), RAW 14 бит | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) |
Формат видео | MOV, MP4 | MOV, MP4 | XAVC S, AVCHD, MP4 | MOV, MP4 |
Размер кадра | До 6240 × 4160 | До 6240 × 4160 | До 6000 × 4000 | До 5568 × 3712 |
Разрешение видео | До 4096 × 2160, 30p | До 4096 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p |
Чувствительность | ISO 160–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 | ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 | ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 | ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 204 800 |
Затвор | Механический затвор: 1/4000–30 с; электронный затвор: 1/32000–900 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/4000–30 с; электронный затвор: 1/32000–30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
1/4000—30 c; бесшумный режим | Механический затвор: 1/4000–30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Скорость серийной съемки | До 8 кадров в секунду, до 20 кадров в секунду с электронным затвором; с дополнительным кропом 1,25х – до 30 кадров в секунду | До 8 кадров в секунду, до 20 кадров в секунду с электронным затвором; с дополнительным кропом 1,25х – до 30 кадров в секунду | До 11 кадров в секунду | До 11 кадров в секунду |
Автофокус | Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 209 точек |
Экспозамер, режимы работы | TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный | TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный | 1200-зональный оценочный: мультисегментный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области | TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам |
Экспокоррекция | ±5,0 EV (с шагом 1/3 EV) | ±5,0 EV (с шагом 1/3 EV) | ±5,0 EV (с шагом 1/3 EV или 1/2 EV) | ±5,0 EV (с шагом 1/3 EV или 1/2 EV) |
Встроенная вспышка | Да, встроенная, ведущее число 7 (ISO 200) | Да, встроенная, ведущее число 7 (ISO 200) | Встроенная, синхронизация 1/160 с, ведущее число 6 (ISO 100) | Встроенная, ведущее число 7,7 (ISO 100) |
Автоспуск | 2/10 с | 2/10 с | 2/10 с | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с |
Карта памяти | Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) | Два слота SD/SDHC/SDXC (UHS-I) | Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC до UHS-I | Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) |
Дисплей | 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, сенсорный, наклонный | 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный | ЖК, 3 дюйма, разрешение 921 тыс. точек, сенсорный, наклонный | Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1 040 тыс. точек |
Видоискатель | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) |
Интерфейсы | microHDMI, USB 3.2 (Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ | microHDMI, USB 3.1 (Type-C), 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ | microUSB, miсroDMI, 3,5-мм разъем для микрофона | microUSB (USB 3.0), HDMI тип D, 3,5-мм разъем для микрофона |
Беспроводные модули | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth, NFC | Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) |
Питание | Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В) | Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В) | Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 7,3 Вт·ч (1020 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL25, 8,5 Вт·ч (1120 мА·ч, 7 В) |
Габариты | 126 × 85,1 × 65,4 мм | 118,4 × 82,8 × 46,8 мм | 120 × 67 × 60 мм | 126,5 × 93,5 × 60 мм |
Масса | 465 граммов (вкл. батарею и карту памяти) | 383 грамма (вкл. батарею и карту памяти) | 403 грамма (вкл. батарею и карту памяти) | 450 граммов (с аккумулятором и картой памяти) |
Актуальная цена | 85 990 рублей за версию без объектива (body), 119 900 рублей за версию с комплектным объективом | 63 990 рублей за версию без объектива (body), 84 550 рублей за версию с комплектным объективом XF 18-55mm f/2,8-4 | 77 990 рублей за версию без объектива (body), 87 990 рублей за версию с комплектным объективом E 16-50mm | 64 990 рублей за версию без объектива (body) и с переходником на байонет FTZ, 73 240 рублей (kit, с объективом 16-50 f/3,5-6,3 (kit) |
⇡#Дизайн и эргономичность
Первая реакция, когда я достала X-S10 и объективы из коробки: «Какое же все маленькое!» Видимо я немного отвыкла от камер Fujifilm и слишком привыкла к полнокадровым беззеркалкам. Вообще-то новинка аж на 80 грамм тяжелее, чем X-T30: ее вес с батареей и картой памяти составляет 465 граммов. Да и габариты тоже чуть солиднее, что идет вразрез с философией «компактной» серии X-S: 126 × 85,1 × 65,4 мм. И все же в комплекте с фикс-объективами она кажется миниатюрной. Однако – не хлипкой. Камера представляется скорее уменьшенной копией профессионального аппарата: здесь и внушительный хват, и антискользящее покрытие «под кожу». К сожалению, у камеры нет защиты от погодных условий, чего мне лично сильно не хватает (Fujifilm X-S10 — перспективный тревел-аппарат). Справедливости ради отмечу, что пару раз я попала с ней под дождь, и ничего плохого не случилось.
Органов управления не очень много — это позволяет «не мельчить» и сделать их комфортными для работы. И сразу очень характерное изменение: Fujifilm отказалась от своей фирменной фишки с аналоговыми органами управления. Здесь нет колеса выбора значения выдержки и экспокоррекции. Неужели маркетологи компании сдались в угоду среднестатистическому пользователю, привыкшему к другим схемам управления? Кто-то, возможно, порадуется: «Ну наконец-то все как у людей!» Но мое сердце, неравнодушное к винтажному дизайну, екнуло. Впрочем, я быстро вспомнила, что это не первый эксперимент компании с эргономикой: есть, например, «блогерская» X-A7.
Рассмотрим эргономику подробнее.
На левой грани сверху находится разъем для подключения микрофона 3,5 мм – полноразмерный, как у X-T4, а не «скукоженный» до 2,5 мм, как в X-T30. Ниже, под отдельной крышкой, – разъем USB Type-C, через который, в частности, можно производить зарядку камеры, и порт microHDMI.
На правой грани никаких функциональных элементов нет: здесь мы можем увидеть только упор для большого пальца.
Cверху слева находится колесо выбора режима моделирования пленки, совмещенное с рычагом активации встроенной вспышки. Производитель продвигает концепцию «Прямо из камеры», призывая пользователей экспериментировать с цветом снимка непосредственно в момент съемки. Появление специального органа управления, который облегчает этот процесс, – логичный шаг.
Справа от видоискателя находится программируемая кнопка, далее — диск выбора режимов съемки, где помимо привычных режимов есть также вкладка Filter, в которой пользователь может выбрать один из художественных фильтров. Тоже удачная находка, ведь в большинстве других Fujifilm фильтры запрятаны так глубоко в меню, что мотивация с ними экспериментировать полностью отпадает. Далее, на выступе, находится кнопка спуска с рычагом включения-выключения камеры, кнопка записи видео, кнопка выбора значения ISO и кнопка Q, отвечающая за доступ к быстрому меню. Ниже – одно из управляющих колес.
На задней панели, помимо экрана и видоискателя, к которым мы вернемся чуть позже, мы видим кнопку выбора режима протяжки/удаления снимков, кнопку просмотра снимков, кнопки блокировки экспозиции и принудительной автофокусировки, кнопку вызова меню и клавишу изменения режима дисплея. Также здесь находится джойстик.
Снизу расположено штативное гнездо и отсек для батареи и карты памяти. Располагаются они на значительном удалении друг от друга, что дает возможность менять батарею/карту, не снимая камеру со штатива. Поддерживаются карты памяти SD/SDHC/SDXC скоростного класса вплоть UHS-I — неожиданно устаревший стандарт в наше-то время, когда многие уже обращаются к сверхскоростным CFExpress и XQD, а SD UHS-II выглядит вариантом по умолчанию. Карточка, к слову, может быть вставлена в камеру одна-единственная.
Спереди – байонет FUJIFILM X mount, кнопка высвобождения объектива, лампа подсветки автофокуса и еще одно управляющее колесо сверху на выступе для хвата.
Управление камерой в целом оставило приятные впечатления. Привыкаешь к нему быстро, никаких тактильных проблем с тугими дисками или кнопками здесь нет. Несмотря на небольшое количество органов управления, все необходимое есть под рукой. Кнопки при необходимости легко перенастраиваются с помощью соответствующей вкладки в меню.
⇡#Дисплей и видоискатель
По своим характеристикам ЖК-экран аналогичен тому, что мы видели в Х-Т30: диагональ 3 дюйма и разрешение 1,04 миллиона точек. По современным меркам не очень впечатляющие характеристики, но на практике какой-то «ущербности» я не ощущала. Самый приятный момент – это поворотный механизм экрана: абсолютные степени свободы шарнира делают съемку значительно комфортнее. А для тех, кто использует камеру, например, для записи видеоблогов, возможность перевести экран в «селфи-режим» тем более важна. Мне нравится, что на время, когда съемка не ведется, экран можно закрыть, и таким образом он будет защищен от царапин и загрязнения. Разумеется, у экрана есть все современные сенсорные функции: можно сфокусироваться или сделать снимок, нажав на экран в нужном месте, листать/масштабировать снимки, изменять параметры быстрого меню.
OLED-видоискатель тоже позаимствован у Х-Т30: его разрешение 2,36 миллиона точек, коэффициент увеличения 0,62x, частота обновления до 100 кадров в секунду в режиме Boost. Откровенно говоря, я не часто пользовалась видоискателем — только на ярком солнце, когда картинка на дисплее была плохо различима. Но в сравнении с большинством полнокадровых конкурентов изображение в нем уже несколько разочаровывает своим качеством — и размеры не впечатляют, и разрешение невысокое; но он не «стробит» и достаточно отзывчив.
⇡#Интерфейс
Основное меню камеры содержит шесть стандартных разделов и седьмой — для самостоятельного наполнения (так называемое «Мое меню»). В каждом разделе от одной до трех страниц.
Разделы обозначены символами, перемещение между ними и внутри осуществляется с помощью джойстика и кнопок на камере (сенсорное управление здесь, к сожалению, не доступно). Меню русифицировано и вполне понятно, работать с ним не сложно, особенно пользователю, который уже хорошо знаком с тонкостями ручных настроек. Новичок может не углубляться в «дебри» и пользоваться в основном быстрым меню: в него можно добавить до 16 наиболее востребованных функций.
Галерея скриншотов
Смотреть все изображения (26)
Смотреть все
изображения (26)
⇡#Беспроводные соединения
Fujifilm X-S10, как и любая современная камера, умеет подключаться к компьютеру или мобильному устройству посредством Wi-Fi и Bluetooth. Для работы вам понадобится бесплатное приложение Fujifilm Camera Remote, с помощью которого можно снимать удаленно, выставляя параметры съемки и просматривая кадры на экране смартфона, а также быстро отправлять снятые изображения и видеоролики на смартфон, в том числе настроив автоматическую передачу.
⇡#Камера в работе
Мы добрались до самого интересного: как же снимает камера? Для меня, увы, особой интриги в этот раз не было: вполне логично, что снимает она так же, как Х-Т30, потому что вся часть, отвечающая непосредственно за съемку, у нее та же самая. По иронии судьбы X-S10 тоже отправилась со мной в небольшое крымское путешествие, так что даже сравнивала я эти камеры в похожих условиях и на похожих сюжетах. Х-Т30 я в свое время рекомендовала любителям тревел-фото, X-S10 логичным образом повторила ее успех. Не считая уже упомянутой защиты от погодных условий (которой нет), камера отлично подходит для того, чтобы гулять с ней целый день. Запасные компактные объективы помещаются даже в карман куртки.
Ко мне на тест камера попала с тремя объективами: FUJINON XF16mmF2.8 R WR, FUJINON XF50mmF2 R WR и FUJINON XF18-135mmF3.5-5.6 R LM OIS WR.
⇡#Съемка в JPEG
Из презентации камеры на официальном сайте уже можно понять, что она «заточена» в первую очередь на съемку в JPEG. Производитель говорит о том, что мы можем получить красивую картинку, не требующую корректировки, напрямую из камеры – и сразу поделиться ей в соцсетях. Снобствующие суровые фотографы, конечно, фыркнут на этом месте, но очевидно же, что не они – целевая аудитория продукта. Творческие ребята на позитиве, которые любят красивые картинки и интересные фишки, но не хотят копать слишком глубоко и просиживать ночи, перебирая и перекручивая RAW-файлы, а хотят оперативно наполнять свой инстаграм интересным контентом, – вот кому придется по душе X-S10. И конечно, здесь обилие возможностей камеры очень приятно радует. Я старалась проникнуться ее идеологией и, хотя отключить формат RAW рука у меня, конечно, не поднялась, нацеливалась на то, чтобы действительно выжать из JPEG максимум, используя заложенные производителем возможности. Поэтому в галерее вы увидите снимки с разными режимами моделирования пленки, фильтрами и другими фирменными технологиями.
Например, при съемке пейзажей я с удовольствием пользовалась недавно появившейся разработкой Fujifilm: функциями Color Chrome Effect и Color Chrome Blue. Первая добавляет дополнительный контраст и насыщенность цветам изображения, в то время как вторая применяет те же эффекты, но только к синему цвету. Благодаря им снимки действительно смотрятся сочнее. Для еще большей сочности я также иногда добавляла пленочный профиль Velvia.
На обоих снимках применен пленочный профиль Velvia. В первом случае также включены эффекты Color Chrome и Color Chrome Blue (сильная степень) |
Для «пасмурных» сюжетов моим фаворитом остается режим моделирования пленки, CLASSIC Neg.
Добавить драмы можно с помощью недавно появившегося в камерах Fujifilm профиля Eterna Bleach Bypass.
Для портретных кадров производитель рекомендует профиль Pro Negative standart.
Для графичных сюжетов отлично подходят черно-белые профили.
При активации любого из черно-белых пленочных профилей пользователю становится доступна и еще одна опция – тонирование снимка в любой оттенок. Для этого в меню следует выбрать вкладку «Монохромный цвет».
Варианты тонирования черно-белого фото |
Функция «Динамический диапазон» позволяет лучше проявить света в высококонтрастных сюжетах, как этот:
Есть здесь и традиционная функция HDR – правда, находится она в не совсем очевидном месте – там же, где режимы протяжки. Причем мультиэкспозиция и панорама – там же, и из меню к ним перейти невозможно, так что пока не нажмешь на соответствующую кнопку, даже не вспомнишь, что они есть. Степень силы воздействия HDR можно выбрать самостоятельно – 100, 200, 400, 800, 800+
Пример работы функции HDR: первый снимок – значение 800, второй – 800+, третий – без HDR |
Функция мультиэкспозиции позволяет объединить от 2 до 9 кадров по четырем разным алгоритмам. Мне понравилась реализация функции в камере — в первую очередь именно то, что не нужно заранее выбирать, сколько кадров ты хочешь сделать: закончить можно на любом этапе. Исходные кадры при этом тоже сохраняются.
Пример использования функции мультиэкспозиции: объединение трех кадров (методы «усреднение» и «затемнение») |
Функция панорамы реализована так же, как на других камерах Fujifilm, и позволяет получить достаточно неплохой результат.
Еще одна фирменная разработка – эффект зернистости – позволяет добавить еще больше «пленочной» атмосферы в снимки. Пользователь может регулировать размер и интенсивность зерна. На мой вкус, особенно органично этот эффект ложится на черно-белые кадры.
Слева фото без эффекта зерна, справа – с ним (максимальная степень воздействия) |
Для начинающих фотолюбителей производитель предусмотрел режим SP, который можно найти на основном колесе выбора режимов. По сути это просто набор различных сюжетных программ: «портрет», «закат», «снег», «пляж» и т. п. Камера будет настраивать экспозицию, баланс белого, контрастность и прочие параметры исходя из заданной пользователем программы. Небольшие отличия от авторежима заметить можно. Что приятно, и в авторежиме, и в SP доступна съемка в RAW.
Пример съемки в режиме SP: портрет со сглаживанием
Помимо этого, в Fujifilm X-S10 есть, конечно, и стандартный набор художественных фильтров: ломография, миниатюра, насыщенный цвет, высокий ключ, низкий ключ, динамический тон, мягкий фокус, выборочный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Фильтры вносят в изображение более явные коррективы, чем пленочные профили, и важно использовать их уместно, что возможно не всегда. Но порой они действительно вносят неплохое разнообразие.
Пример съемки с художественными фильтрами |
Как мы видим, в Fujifilm X-S10 действительно очень много опций, комбинируя которые можно получать интересную картинку напрямую из камеры. И это весьма увлекательный творческий процесс – его можно воспринимать даже как некую альтернативу постобработке.
⇡#Съемка в RAW, динамический диапазон
Несмотря на все вышесказанное, конечно, формат RAW сбрасывать со счетов нельзя. Какой сценарий использования Fujifilm X-S10 выбрать – в конце концов зависит от человека, в руках которого камера окажется. Можно погрузиться с головой во все творческие внутрикамерные «фишки», а можно ими не пользоваться совсем и доводить картинку до ума в профессиональном RAW-конвертере. Разумеется, формат RAW дает больше преимуществ, когда речь идет о сложных по свету сюжетах. Снимки для обзора я редактировала в программе Adobe Camera Raw. Цель обработки — привести фото в баланс, скомпенсировать пересветы/глубокие тени.
Первый пример – сильно пересвеченный кадр. Благодаря обработке удалось восстановить фактуру в большей части мест, кроме самых ярких участков.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу |
Недоэкспонированный кадр – задача попроще, здесь удалось привести фотографию в надлежащий вид. Обратите внимание, что даже такое существенное высветление теней практически не дало шумов.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу |
И еще несколько снимков с большим перепадом яркости.
Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные с настройками по вкусу |
Скачать RAW-файлы (282 Мбайт)
Fujifilm X-S10 ожидаемо демонстрирует результаты на уровне X-T30 и X-T4. И результаты это очень достойные: RAW-файлы гибкие, хороший запас есть и в светах и в тенях. Недоэкспонированный кадр «вытащить», конечно, больше шансов, чем сильно переэкспонированный. При этом радует, что даже при сильном осветлении картинки мы не видим выраженных шумов – особенно когда фото снято на небольшом значении ISO.
⇡#Стабилизатор
Появление внутрикамерной стабилизации в камере непрофессионального сегмента – важный шаг для Fujifilm. В действительности это как раз то, что выгодно отличает X-S10 от X-T30 и создает хотя бы относительно уникальное предложение. В камере используется традиционный механизм сдвига матрицы с пятиосевой компенсацией. Заявленная производителем эффективность стабилизации – до шести ступеней выдержки.
На практике стабилизатор очень неплохо выручал меня, когда необходимо было сделать снимок на длинной выдержке с рук. Фото ниже, например, снято на выдержке 1/5 секунды при фокусном расстоянии 31 мм. Резкость не такая идеальная, как была бы со штативом, но без стабилизатора и такой результат был бы невозможен.
⇡#Автофокус, серийная съемка и буфер
В Fujifilm X-S10 используется та же система автофокусировки, что и в X-T4. Автофокус – гибридный (фазовые датчики используются вместе с контрастным методом) с 425 точками. Есть уже традиционное для современной камеры распознавание лиц и глаз (только людей, специального режима для съемки животных Fujifilm пока не предлагает). Пользователь может выбрать одноточечный режим автофокуса, зонный, широкозонный или по всей области. К сожалению, при работе с камерой я столкнулась с проблемой, которую уже встречала у аппаратов Fujifilm ранее: иногда камера просто отказывалась фокусироваться на нужном объекте, хотя дистанция до него была нормальной, освещение – дневное, да и сам объект в целом – достаточно контрастный и крупный. С чем это связано – я понять не могу. А в иной похожей ситуации, а иногда и более сложной – камера справляется без проблем.
Первое фото: камера никак не могла сфокусироваться на ягодах на переднем плане, хотя при этом рамка фокусировки была подсвечена зеленым, что означало, что камера обнаружила объект в нужном месте. В итоге помогла только перекомпоновка кадра (второе фото) |
Распознавание лиц и глаз работает отлично, когда речь идет о съемке статичных портретов или сцен с невыраженной динамикой.
Перейдем к традиционному тесту с пробежкой. Здесь также включена функция распознавания лиц. Fujifilm X-S10 способна делать снимки со скоростью 8 кадров в секунду в режиме механического затвора. При активации электронного затвора доступна съемка со скоростью 20 или даже 30 кадров в секунду – но в последнем случае только с 1,25-кратным кропом.
В ходе серийной съемки камера то и дело теряла человека и выдавала полностью расфокусированные снимки, но через один-два-три кадра резкость возвращалась на место, причем самостоятельно, делать новое полунажатие кнопки спуска для этого не требовалось. Приблизительную картину можно оценить по этой последовательности снимков:
Для съемки каких-то ответственных спортивных соревнований X-S10, конечно, подходит не лучшим образом, но некоторый процент снятых в динамике кадров будет резким.
Объем буфера зависит от выбранных характеристик кадра и карты памяти. В среднем можно получить порядка 17 несжатых RAW-файлов в единой серии. При этом, если снимать в JPEG со скоростью 10 кадров в секунду в режиме кропа, серию можно довести до 153 кадров.
⇡#Съемка на высоких ISO
Диапазон светочувствительности Fujifilm X-S10 составляет 160-12800 единиц ISO с возможностью расширения «вниз» до 125, 100 и 80 единиц и «вверх» до 25600 и 51200 единиц.
Хочу отметить продуманный подход Fujifilm в отношении выбора светочувствительности. В большинстве съемочных ситуаций автоматическая установка ISO себя абсолютно оправдывает – современные камеры редко требуют полного контроля над экспозицией. В X-S10, помимо конкретного значения светочувствительности, вы можете выбрать одну из трех установок Auto ISO: в каждой из них пользователь может задать различный минимальный порог ISO, максимальный порог ISO и максимальную допустимую выдержку. Обычно я с удовольствием пользуюсь этой опцией, но в случае с Fujifilm X-S10 заметила, что периодически камера устанавливает завышенное значение ISO в режиме приоритета диафрагмы: там, где можно было бы снимать на минимальном значении светочувствительности, камера ставит ISO 640 и при этом очень короткую выдержку. Возможно, это проблемы экспонометра конкретного экземпляра камеры, попавшего ко мне, но так или иначе ситуация неприятная.
Сам уровень и характер шумов оказался ожидаемым. Для тех, кто не знаком с другими моделями Fujifilm, покажу несколько примеров съемки на высоких значениях светочувствительности. В JPEG везде применялось стандартное шумоподавление.
ISO 1600: шумы слегка заметны при приближении фото.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
При ISO 2500 картинка вполне хорошего качества, небольшой шум виден на небе.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
Следующее фото сделано на ISO 6400. Здесь видна агрессивная работа внутрикамерного шумодава, которая существенно снизила качество JPEG. RAW смотрится лучше, хотя на этом сюжете шумы видны отчетливо.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
А вот этот сюжет снят на ISO 8000, и он смотрится получше – шум не так режет глаз.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
И финальный пейзаж на ISO 12800. В RAW отчетливо виден шум, но тем не менее качество вполне приемлемо для публикации фото в интернете в уменьшенном формате. JPEG смотрится «мыльновато».
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
Скачать RAW-файлы (211 Мбайт)
А теперь — тестовые кадры:
ISO 80 |
|
ISO 100 |
|
ISO 200 |
|
ISO 400 |
|
ISO 800 |
|
ISO 1600 |
|
ISO 3200 |
|
ISO 6400 |
|
ISO 12800 |
|
ISO 25600 |
|
ISO 51200 |
Скачать RAW-файлы (575 Мбайт)
Fujifilm X-S10 демонстрирует достаточно стандартные для своего класса показатели. Качество можно считать высоким вплоть до ISO 3200, далее оно снижается, шумы становятся более активными, но тем не менее все базовые значения ISO вполне применимы для творческой съемки.
⇡#Съемка видео
Основные характеристики видеосъемки также остались неизменными по сравнению с X-T30. Максимальное разрешение видеороликов — 4096 × 2160 при 30 кадрах в секунду. Приятное обновление заключается в увеличенном времени съемки: теперь пользователь может записать ролик длиной не 10, а 30 минут. Появление внутрикамерной стабилизации, разумеется, также позитивно сказывается на качестве видео.
X-S10 также может снимать высокоскоростное видео в формате Full HD со скоростью до 240 кадров в секунду.
Скачать ролик в оригинальном качестве (364 Мбайт)
Так же как в режиме фотосъемки, при съемке видео в X-S10 доступно отслеживание лиц и глаз. К сожалению, отслеживание других заданных объектов (например, автомобилей или животных) в камере не реализовано.
Скачать ролик в оригинальном качестве (278 Мбайт)
Камера поддерживает запись в плоском формате F-Log для сохранения возможности цветовой градации позже, но внутренне захватывает только 8-битное видео 4:2:0. Для более гибкого 10-битного вывода 4:2:2 вам понадобится внешний рекордер. Когда используется F-Log, вы можете включить функцию View Assist, которая дает вам почувствовать, как будет выглядеть отснятый материал после оценки.
Скачать ролик в оригинальном качестве (390 Мбайт)
Как уже было сказано в начале статьи, X-S10 имеет разъем для микрофона 3,5 мм и добавляет разъем для наушников, если вы подключите прилагаемый USB-ключ.
Уровни звука можно регулировать, доступны фильтры как ветра, так и низких частот.
В целом качество видео очень достойное. Ниже можно посмотреть примеры видеороликов. Объектив FUJINON XF18-135mmF3.5-5.6 R LM OIS WR, с которым я тестировала видеосъемку, увы, имеет очень тугой ход, из-за чего зуммирование при съемке с рук получилось «дерганым».
⇡#Автономность
В X-S10 используется тот же аккумулятор NP-126S, что и в X-T30. По стандарту СІРА ресурс камеры на одном заряде составляет 325 снимков при использовании ЖК-дисплея. Но, разумеется, реальные данные будут разниться у фотографов в зависимости от стиля и условий эксплуатации камеры. Мне хватало ресурса батареи на целый день прогулки – порядка 400 кадров, после чего заряд еще оставался.
Зарядить камеру можно через USB Type-C, хотя для этого вам понадобится совместимый с USB PD источник питания.
⇡#Заключение
Обязательно найдутся эксперты (по всем вопросам), которые скажут, что такие камеры, как Fujifilm X-S10, никому не нужны — необходимы исключительно профессиональные аппараты с упором на RAW, а кто не хочет вникать в высокое искусство фотографии, пусть щелкает на свой смартфон. Пленочные профили, концепция свободы творчества и самовыражения, мол, ерунда и просто очередная попытка маркетологов вынудить ничего не понимающую публику купить очередной ненужный продукт. Подобных «экспертов» нам, конечно, переубедить не удастся, просто хочется сказать, что у всех разный образ жизни, разные задачи, они по разному воспринимают фотографию и мир вокруг. Можно просто хотеть снимать на камеру, а не на смартфон, в конце концов, получать удовольствие от процесса. Можно не ужасаться тому, что автофокус промахивается, потому что ты, например, снимаешь пейзажи или тебе не лень фокусироваться подольше и переснять кадр. Можно пользоваться пленочными профилями, потому что это… интересно! И потому что ты хочешь выложить свои фотографии в Instagram сейчас, а не через год — когда у тебя наконец появится время их обстоятельно обработать. Но уже, возможно, не будет желания. Fujifilm X-S10 создана как раз для таких «спонтанных» фотографов.
Я, кажется, это уже говорила (и, возможно не раз), но мне симпатичны камеры Fujifilm тем, что в них есть какая-то, казалось бы, ушедшая уже романтика. Пока остальные производители ведут суровую гонку вооружений, Fujifilm где-то на своем «облачке» придумывает новые пленочные профили — в чем, кажется, нет серьезного практического смысла, но это душевно. И все же, вынуждена признать, в X-S10 этой душевности как-то меньше. И дизайн уже не такой «ретро», и сама ее концепция осталось для меня не совсем понятной. Появилось ощущение, что компания начала плодить однотипные аппараты в расчете на пользователей, которые не умеют или не хотят анализировать открытые данные. Зачем нужна X-S10, если есть Х-Т30? Стабилизатор – серьезное улучшение, но разве это то, ради чего надо затевать целую новую линейку? Почему не выпустить, например, X-T40 со стабилизатором? И стоит ли стабилизатор дополнительные 30 тысяч рублей, которые сегодня разделяют X-S10 и X-T30? Увеличенная продолжительность видеосъемки порадует влогеров, но опять же — для многих ли это критично? Если уж Fujifilm выбирает «свой путь», то хочется видеть, как компания идет по этому пути, а не топчется на месте. X-S10 – неплохой в плане качества съемки и возможностей, но вторичный даже для самой компании Fujifilm аппарат.
Галерея снимков
Смотреть все изображения (49)
Смотреть все
изображения (49)
Первая часть RAW-файлов (1 Гбайт)
Вторая часть RAW-файлов (958 Мбайт)
Достоинства:
- легкость и компактность;
- поворотный во всех плоскостях экран;
- наличие эффективной внутрикамерной стабилизации;
- огромный спектр творческих возможностей;
- красивая картинка напрямую из камеры (JPEG);
- хороший динамический диапазон в RAW;
- высокая скорость серийной съемки;
- зарядка через USB.
Недостатки:
- мало отличий от модели Х-Т30 при заметно более высокой цене;
- ошибки при выставлении автоматического ISO;
- проблемы с автофокусировкой;
- нет режима отслеживания каких-либо объектов, кроме людей, при съемке видео;
- качество изображения в видоискателе;
- нет зарядного устройства в комплекте.