Квартальный отчёт: Tesla уже способна выпускать до миллиона электромобилей в год
Отчитываясь об итогах третьего квартала, компания Tesla сообщила об увеличении объёмов выпуска электромобилей на 64 % по сравнению с прошлым годом, а выручку она увеличила на 57 % до рекордных $13,8 млрд. Чистый доход уже второй квартал подряд превышает $1 млрд, а к концу квартала компания смогла выйти на уровень производительности, позволяющий ей в перспективе выпускать более миллиона электромобилей в год.
Источник изображения: Tesla
Даже в условиях дефицита компонентов и подорожания материалов, компания Tesla демонстрирует возможность увеличивать объёмы выпуска электромобилей. В третьем квартале она выпустила 237 823 машины, что на 64 % больше результата аналогичного периода прошлого года. Активнее всего увеличивались объёмы выпуска Model 3 и Model Y — на 79 %, что вызвало снижение средней цены реализации на 6 %, но при этом норма операционной прибыли при производстве транспортных средств выросла до рекордных 30,5 %. Представители Tesla объясняют это увеличением объёмов производства электромобилей при одновременном сокращении затрат, но не нужно забывать о регулярных повышениях цен на продукцию марки — по крайней мере, в США электромобили Tesla с начала года увеличили свою розничную стоимость на несколько тысяч долларов. Впрочем, руководство Tesla не скрывает, что дефицит компонентов увеличил операционные расходы компании.
На нынешнем квартальном мероприятии отсутствовал генеральный директор Илон Маск (Elon Musk), но финансовый директор Зак Киркхорн (Zach Kirkhorn) заявил, что к концу квартала Tesla подошла с уровнем производительности, позволяющим ежегодно выпускать более миллиона электромобилей. По сути, компания уже сейчас каждую неделю выпускает от 19 до 20 тысяч машин. Примечательно, что китайская площадка Tesla не только стала крупным экспортным хабом, снабжающим Европу электромобилями Model Y и Model 3, но и превзошла по производительности предприятие в Калифорнии. Последнее за четыре квартала выпустило более 430 тысяч электромобилей, но в Tesla считают, что это не предел возможностей.
Источник изображения: Tesla
На предприятии в Техасе, которое ещё строится, уже ведётся монтаж оборудования и собираются первые экземпляры кроссоверов Model Y, которые будут использоваться для отладки технологических процессов. Tesla надеется, что до конца года наладит выпуск электромобилей не только на предприятии в Техасе, но и на предприятии в Берлине, строительство которого тоже подходит к завершению. Ячейки типа 4680 компания пока выпускает для нужд тестирования, но результаты тестов превосходят её ожидания. О судьбе пикапа Cybertruck ничего внятного сказано не было, но в презентации компания заявила, что планирует поставить его на конвейер в Техасе после того, как будет освоен выпуск кроссоверов Model Y.
Попутный бизнес Tesla тоже развивается, в третьем квартале она выручила $806 млн от реализации энергетических установок, включая солнечные панели и системы хранения электроэнергии. Ещё $894 млн принесли услуги прочая деятельность, включая обслуживание и ремонт электромобилей, реализацию страховок и фирменной сувенирной атрибутики. Tesla по-прежнему считает, что в ближайшие годы сможет увеличивать объёмы выпуска электромобилей на 50 % ежегодно.
В минувшем квартале компания выпустила 8941 электромобиль Model S и Model X, на более доступные Model 3 и Model Y пришлось 228 882 экземпляра. Старшие модели сократили объёмы производства на 47 % в годовом сравнении, но это было обусловлено переходом на рестайлинговые версии, в дальнейшем объёмы выпуска должны увеличиться. Кроссоверы Model X не выпускались на протяжении почти восьми месяцев, и поставки обновлённой версии начались только недавно, поэтому Tesla ожидает прояснения ситуации со сроками поставки уже заказанных машин в следующем месяце.
Примечательно, что прошлые вложения средств в биткоин из-за колебаний курса криптовалюты вынудили Tesla признать убытки в размере $51 млн, обусловленные спецификой изменения стоимости этого актива. Несмотря на статус лидера рынка электромобилей, доля продукции Tesla на авторынке США в целом лишь приближается к 2 %, а в Европе и Китае она расположилась где-то между одним и полутора процентами.