Как следить за сюжетом в кооперативных играх
Видеоигры сегодня представляют нам две основных модели - singleplayer или многопользовательские, сессионные проекты. Где-то между ними ютятся игры, в которых доступна возможность совместного прохождения в компании от одного до четырех друзей. Расскажем подробнее, какими могут быть кооперативные игры и как в них рассказывается одна история для нескольких игроков.
Один из наиболее классических примеров игр для кооперативного прохождения - серия Left 4 Dead. Культовые зомби-шутеры от компании Valve совсем скоро обзаведется идейным продолжением - Back 4 Blood, от студии Turtle Rock, команды участвовавшей в создании L4D. Вчера началось открытое бета-тестирование игры, записаться на него можно здесь. Релиз Back 4 Blood состоится 12 октября.
Что в Left 4 Dead, что в Back 4 Blood сюжет играет далеко не главную роль, история мира тривиальна и рассказывается через немногочисленные диалоги между играбельными персонажами. Совсем по другому дела обстоят в Dying Light - неоднозначному экшену в открытом мире, возродившему тему эпидемии зомби в новом формате. В Dying Light увлекательно играть одному: исследовать огромные локации зараженного города, выполнять многочисленные второстепенные задания и прокачивать своего персонажа и снаряжение. Однако все то же самое можно делать гораздо с большим удовольствием и весельем в компании до 3 друзей. Лобби для кооператива создается одним игроком - хостом, и все квесты, в том числе основная сюжетная линия, проходятся только для него. Остальные игроки присутствуют в игре только как дополнительные боевые единицы, массовка. Это особенно заметно в ходе катсцен, во время которых камеры всех участников группы сливаются в одну - глазами персонажа хоста лобби. Кооператив на 4 игроков будет также доступен в ожидаемой Dying Light 2: Stay Human, выход которой ожидается к концу этого года. В сиквеле гораздо больше внимания будет уделено диалоговой системе, выборам игрока и прогрессии, а значит система главенства хоста вероятнее всего сохранится.
Очевидная проблема любого кооперативного режима заключается в недостаточном фокусировании внимания игроков на сюжете. Чаще всего это связано с тем, как скудно и просто в игре рассказывается история, через прямолинейные катсцены или проходящие диалоги, которых недостаточно, чтобы удержать внимание. Даже в экшенах, мир которых интересен и харизматичен, например Borderlands, игровой процесс и общение с друзьями всегда будет стоять на первом месте и отвлекать от сюжета.
Лучший способ отвлечь игроков от праздных разговоров - сосредоточить все их внимание на игре и на совместных действиях, например на решении задач и головоломок. Старейшие представители кооперативных игр - платформеры с восьми и шестнадцатибитных консолей, например серия про Чипа и Дейла. Слаженные действия управляемых друзьями бурундуков обеспечивали по прохождению классического платформера.
Идеи олдскулльных платформеров продолжают современные проекты. Каждая игра по-своему обходится как с весельем от совместного прохождения, так и с сюжетом. Во многих из них, например в Battleblock Theater, Castle Crashers и Broforce, сюжет существует только как комичная мотивация продолжать игру. Но даже в таких случаях игрокам предоставляется свобода действий и фантазии, чтобы сочинить собственный вариант развития событий. Другие, более серьезные проекты, например Unravel 2 рассказывают полноценную историю и поднимают важные социальные проблемы.
Вслед за платформерами другие виды головоломок предложили игрокам возможность кооперативного прохождения. Основная механика в играх серии Magicka - взаимодействие стихий и заклинаний, которые, конечно же, можно применять и на друзей. Overcooked не только требует слаженных действий от 2 до 4 игроков, но и открывает возможности для отыгрыша, ведь хозяином и шеф-поваром на кухне может быть только один. Претендовать на эталонный нарратив не только среди кооперативных игр может Portal 2. Уже 10 лет шедевр от Valve регулярно справедливо попадает в списки и топы лучших головоломок и, конечно же, считается одним из лучших кооперативных игровых проектов.
Казалось бы, современные сюжетные RPG созданы для игроков, которые хотят потратить десятки часов на полное погружение в огромный мир игры, прожить в нем полноценное приключение, уединившись при этом в собственной келье у монитора компьютера. Но если мы начнем вспоминать, с чего жанр ролевых игр начинался, мы придем к многочасовым сессиям настольных игр, в которых до сих пор с удовольствием проводят время любители D&D. Конечно, с учетом эпидемиологической ситуации, собираться очно за игровым столом небезопасно. К счастью сегодня есть масса инструментов, позволяющих играть в настолки с друзьями находясь, например Tabletop Simulator или многочисленные наборы онлайн инструментов вроде Fantasy Grounds, Roll20 и D&D Beyond.
Бельгийцы из Larian Studios стали одной из команд, возродивших жанр классических изометрических RPG. Но Divinity: Original Sin стала еще и первой в своем роде кооперативной RPG, в которую можно играть вдвоем с товарищем. Исследование мира, прохождение основной сюжетной линии, выполнение квестов и даже диалоги с NPC - в мире серии Original Sin это все становится общим для двух игроков и их персонажей, что добавляет немало веселья. Кооперативное прохождение не обязывает игроков взаимодействовать в ходе решения игровых задач и, зачастую, два сопартийца могут проходить игру разными методами. Баланс между общими и личными интересами, неизбежные противоречия при выборе исхода квеста делает совместную игру в Divinity: Original Sin уникальным опытом, конечно если оба игрока понимают саму суть жанра ролевых игр.
Каждую из вышеперечисленных игр можно пройти и в одиночку, но аркады и головоломки - возможно самый подходящий жанр, чтобы разделить удовольствие с друзьями, устроив игровой мозговой штурм. Именно поэтому игры созданные специально для прохождения вдвоем строятся именно на этой форме геймплея. Одним из лучших представителей таких игр является Keep Talking and Nobody Explodes - симулятор разминирования бомбы, в котором один игрок исполняет роль сапера, находясь у экрана и манипулируя виртуальной взрывчаткой, а второй - инструктора, объясняющего ему алгоритм действий, описанных в инструкции. Сюжета в этой игре нет вовсе, зато ее основная геймплейная особенность - то, что видит один игрок, не видит другой и наоборот, была талантливо задействована в серии We Were Here. Два исследователя изолированы друг от друга и общаются по рации, помогая друг другу решать головоломки, чтобы найти выход из западни, в которой они оказались и обхитрить антагониста. В ходе перемещений по локациям игроки не только постоянно находятся в контакте, но и раскрывают тайны места, в котором они оказались, через окружение и записки. На данный момент серия насчитывает уже 3 игры, а новая под заголовком We Were Here Forever находится в разработке.
Совершенно уникальный кооперативный опыт предоставляют игры студии Hazelight, основанной шведским режиссером Юсуфом Фаресом. Опыт работы в кино явно прослеживается в его игровых проектах, которые рассчитаны исключительно на двух игроков. При этом каждая игра имеет свой неповторимый сюжет, сеттинг, харизму и геймплейные особенности. Платформер Brothers: A Tale of Two Sons - трагичная и трогательная сказка про братьев сирот. A Way Out - брутальная история побега из тюрьмы, требующая от игроков слаженных действий и дающая возможности для отыгрыша, посредством диалогов. Недавно вышедшая It Takes Two дает тиммейтам возможность ощутить себя в шкуре несчастных супругов, превращенных в кукол, сплотившихся, чтобы побороть заклятье и вернуться в реальный мир. Разнообразие задач, которые разработчики ставят перед игроками, а также оригинальные истории не дают заскучать.
Ряд онлайн игр активно использует кооперативные механики. Речь идет не о MMORPG, а о партийной системе, задействованной например в таких играх как GTA Online и Sea of Thieves. Сами по себе игры слишком многогранны, чтобы записывать их в разряд кооперативных, но, играя в них в дружной компании, можно ощутить дух совместного приключения. Ограбления банков являются визитной карточкой всей серии Grand Theft Auto, а возможность спланировать и осуществить собственный налет вместе с друзьями является одной из лучших особенностей GTA Online. Управление кораблем и морские баталии в Sea of Thieves требуют слаженных действий всей команды, а в спокойных водах и городах игра дает возможность экипажу отдохнуть, повеселиться и по-настоящему отыгрывать своего персонажа. Обе игры регулярно получают масштабные, в том числе сюжетные дополнения, например недавнее обновление A Pirate’s Life, посвященное серии фильмов “Пираты Карибского Моря” - отличный повод отправиться с друзьями бороздить просторы Sea of Thieves.
Игра в компании всегда приносит больше удовольствия, будь то посиделки в детстве у лампового телевизора с играми на Dendy, или современные кооперативные проекты. Совместные приключения, сложности и победы - отличный повод провести время с другом и даже, возможно, приобщить его к миру видеоигр.