Аналитики рассказали, какой процент россиян сталкивается с телефонными спамерами и мошенниками
Аналитический проект Tinkoff Data рассказал о том, как часто россиянам звонят спамеры и мошенники, что они предлагают, какие уловки используют и как на них реагируют абоненты.
Исследование проводилось в виде опроса, в котором приняло участие более 16 тысяч человек. Также были проанализированы данные по работе определителя телефонного номера «Тинькофф Кто звонит», антифрод-платформы Tinkoff Call Defender и системы фрод-мониторинга.
По данным опроса, 98% пользователей сталкиваются со спам-звонками, из них почти треть получает такие звонки по несколько раз в день, еще 55% – несколько раз в неделю.
Это подтверждают и данные определителя номера «Тинькофф»: в среднем абонент получает один звонок спама в день. Почти 80% от всех входящих звонков с неизвестных номеров составляют звонки от злоумышленников и спам, причем количество доля спам-звонков достигает 46%.
Звонки роботов и автоинформаторов чаще всего получают 40% опрошенных. 23% ответили, что чаще им звонят живые люди, еще 37% затрудняются определить, кто обычно беспокоит их на другом конце провода.
Только 1% опрошенных отметил, что во время спам-звонков им предлагают что-то нужное, 93% ответили, что предложения спамеров никогда им не были полезными и только раздражают.
70% участников опроса ответили, что чаще всего получают от спамеров предложение оформить кредит или карту. На втором месте по популярности предложения от медицинских центров, с ними сталкивается 59% абонентов. Реклама операторов сотовой связи, интернета и телефонные опросы беспокоят более 30% пользователей, акции в салонах красоты и магазинах – 17%.
Также пользователи отмечали, что сталкиваются с «молчаливыми прозвонами», которые длятся несколько секунд, предложениями юридических услуг, рекламой недвижимости, а также со звонками разных мошенников из «прокуратуры, полиции, служб безопасности банков» и других организаций.
В среднем за 4 месяца 2021 года количество мошеннических звонков клиентам российских банков выросло на 170% по сравнению с 2020 г. Пик активности телефонных мошенников произошел в январе 2021 года – тогда количество звонков от злоумышленников выросло почти в два раза. Аналитики отмечают, что мошенники обычно активизируются на зимних каникулах и в праздники: это связано с тем, что люди расслабляются и становятся менее бдительными.
По данным опроса Tinkoff Data, с телефонным мошенничеством сталкиваются 90% людей. Еженедельно звонки от мошенников получают 20% абонентов, 33% – ежемесячно, 37% – несколько раз в год и реже.
Мошенники используют персональные данные из утечек, уловки и психологическое давление. С каждым годом доля социальной инженерии – когда клиента обманом заставляют самостоятельно совершить перевод или раскрыть данные карт – растет: на конец 2020 года совокупно по телефону, в интернете и соцсетях она составляла 80% от всего объема мошеннических атак. При этом, несмотря на рост звонков от злоумышленников, доля «успешных» звонков, в результате которых клиенты потеряли деньги, сократилась с 22,5 до 13%.
В Tinkoff Data отмечают, что только 2% респондентов пострадали от телефонного мошенничества. Половина респондентов обычно вешает трубку, не вступая в разговор, почти треть опрошенных «троллит» звонящих мошенников, только 14% сообщают о звонке мошенников в банк.
Самым популярным сценарием, который используют телефонные мошенники, стал звонок от «службы безопасности банка» – его доля составляет почти 90%. В таких случаях злоумышленники заявляют о взломе счета, неизвестном переводе или списании средств, оформленном кредите и просят перевести деньги в «безопасную ячейку» или сообщить номер карты и код из СМС, чтобы «сохранить» средства.
Другой популярный сценарий – инвестиционные пирамиды, звонки от ложных брокеров или криптовалютчиков, которые предлагают быстрый доход под высокий процент.
Вместе с тем, по данным «Лаборатории Касперского», полученным от сервиса деанонимизации звонков Kaspersky Who Calls, в России в апреле 2021 года по сравнению с декабрем 2020 – февралем 2021 в четыре раза выросло количество звонков с подозрением на мошенничество, когда злоумышленники представлялись сотрудниками государственных структур, органов правопорядка, а также финансовых регуляторов.
Чаще всего злоумышленники представлялись сотрудниками МВД, полиции, следователями, а также работниками Центрального банка. Таким образом они застают человека врасплох и убеждают, что решить вопрос нужно быстро. В разговоре злоумышленники стараются быть как можно более убедительными: придерживаются официального тона, используют юридические термины, предупреждают об ответственности в случае отказа сотрудничать, часто бывают напористы, в некоторых случаях обещают прислать повестку, настаивают на своей легенде, даже если им не верят.